Всесторонняя
информационно-техническая поддержка организаций


11.12.2012

Как рождаются новые идеи?

«Автор идеи» – это словосочетание мелькает в титрах самых известных телепроектов. Но дело совсем не в телевидении: люди самых разных профессий находят свежие, творческие, неожиданные решения. Как они приходят к своим успешным идеям? Можем ли и мы пройти этим путем?"

Наталья Гервиц, 24 года, автор идеи антикафе «Зеленая дверь»

«Я знала, что нужно попробовать»

«После окончания университета моя жизнь шла по инерции: я продолжала учиться в аспирантуре, работала там же, куда устроилась еще студенткой. Мой круг общения не расширялся. Наверное, поэтому у меня и возникла эта идея: захотелось организовать такое пространство, где бы люди собирались ради общения. Вспомнились и институтские вечеринки: мы шли в какую-нибудь аудиторию после занятий, пили чай с тортиком, доделывали домашние задания… И было действительно весело! А что если открыть антикафе, где посетители платят не за еду, а за проведенное там время? Мы с друзьями впятером скинулись на создание «Двери». Было страшно вкладывать собственные средства. Но у меня и уверенность была, что нужно попробовать.

Наше антикафе – это абсолютно честный формат: человек проводит время так, как ему хочется. Гости могут посидеть в библиотеке, посмотреть кино или какую-нибудь выставку, послушать или прочитать лекцию, поиграть в настольные игры. Они могут сами что-то приготовить на кухне и даже принять душ. Полная свобода! Такого до нас никто не делал».

Записала Юлия Варшавская

«Едва ли не каждому из нас знакомо состояние мучительных раздумий над поставленной задачей. Кажется, что решение где-то совсем рядом, оно проходит по краю сознания, но ускользает в последний момент. Как нам не хватает того озарения, которое посетило Архимеда в миг, когда он вскричал свое знаменитое «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, он открыл основной закон гидростатики, погрузившись в ванну. А творческие поиски Исаака Ньютона, как рассказывают, увенчало яблоко, упавшее ученому на голову. Но добьемся ли мы того же результата, если уляжемся в ванну или получим яблоком по голове? В чем дело – в счастливом стечении обстоятельств или в особенностях личности, попавшей в эти обстоятельства? Кто те избранные, которым даются в руки великие идеи?

Кому помогает случай?

Сами авторы великих идей не слишком проясняют путь к успеху. Скорее добавляют тайны. Например, Альберт Эйнштейн говорил: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»*.

Но наука не любит мистики, пытаясь и в творческом процессе отыскать конкретные факты и ясные закономерности. Любопытную схему творческого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи. Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее. Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному. Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап. И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?

Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?

«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг». Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.

Итак, если мы хотим найти решение трудного вопроса, то нам следует как можно точнее поставить задачу – а затем предоставить работать бессознательному, которое способно производить поиск решения очень быстро, интенсивно и в разных направлениях. Бессознательное может скорректировать и даже переформулировать задачу, то есть «создать совершенно новое решение, не предусмотренное первоначальной формулировкой», – считает Лионель Наккаш.

История науки знает немало примеров как бы случайных открытий, когда ученый ищет одно, а находит другое. Например, так был открыт пенициллин: биолог Александр Флеминг вернулся из отпуска и обнаружил, что в сосудах, где он оставил стафилококковые культуры, поселилась плесень. Вместо того чтобы выбросить свидетельства неудавшегося опыта, Флеминг стал их внимательно изучать. И обнаружил, что вокруг плесени есть чистое пространство, в котором бактерии не развиваются. Так родился первый в мире антибиотик. Почему повезло именно Флемингу? Ответ – в словах другого выдающегося биолога, Луи Пастера, который и сам именно так, «ненароком», пришел к идее вакцинации: «Случай помогает только подготовленному уму».

Мысль в ловушке

Мы классифицируем вещи по категориям, и эта операция позволяет нам делать обобщения. «Но каждый раз, прибегая к категории, – пишет коуч Люк де Брабандер (Luc de Brabandère), – мы закрываем глаза на уникальность объектов, которые она объединяет. Приведу пример, к чему это приводит в бизнесе. У торговой сети Carrefour были все ноу-хау и необходимые поставщики, чтобы создать самый большой в мире онлайн-магазин. А сделал это Amazon, новичок на рынке. Это и есть ловушка категориального мышления, одна из тех, в которых так часто вязнет наша креативность. Иногда компании-гиганты можно сравнить с океанскими лайнерами, настолько огромными, что люди, на них работающие, уже не видят ни океана вокруг, ни тем более других кораблей»*.

* «Les mots et les choses de l'entreprise» (Mols, 2012).